29-31 октября 2010 г.

  Москва, Ильинка 4, Гостиный Двор
 
 
 
Новости
Турновости
Фотогалерея
Даты и цифры
Рубрикатор
Как проехать
Наши партнеры
Наши друзья

          Наши координаты
подписка на новости
SalonExpo TV
 
ПОИСК
спорт
туризм
строительство тур.предложения
 
Ski & Board Salon /Новости
Поиск: 
22/05/2009

Ski Build Expo-9: Выступление в рамках конференции "Проблемные аспекты развития всесезонных горно-климатических курортов в РФ".

Уважаемые господа!
Предлагаем вашему вниманию информацию о прошедшем 12 мая в Гостином дворе форуме Ski Build Expo в рамках выставки MITF 2009.

Полный отчет о мероприятии: http://skiexpo.ru/build/rus/skibuildexpo/news/2741

-------------------

Тезисы к выступлению представителя "Альпино консалтинг" - Алексея Морохова:

Проблемные аспекты развития всесезонных горно-климатических курортов в РФ.

1. На бурно развивающемся рынке российских горных курортов, как правило, основными исполнителями концепций и мастер-планов являются зарубежные компании - весьма известные, по крайней мере, в России. Что же происходит после того, как выданы заказчикам упомянутые документы?

Обычно проектированием и строительством занимаются уже компании российские. За последние несколько лет были запущены десятки современных кресельных и гондольных подъёмников. Что можно сказать про качество исполнения некоторых из них?

Про одни можно отметить, что какие-то их опоры оказались в створах лавиноопасных кулуаров или на сейсмоопасных склонах без должной фиксации фундаментов.

Другие отличаются технологией бетонных работ: вместо непрерывной заливки невооружённым глазом видна поэтапная (с попытками зашпатлевать или зашлифовать швы) – и это при нагрузках от 60 до 80 или более тонн на опору. Третьи – смещёнными вне допустимых пределов базами или ориентацией опор. И таких примеров не один, не два.

Запущенные 20, 30, 40 лет назад подъёмники, в основном, приватизированы и эксплуатируются на износ, многие, выработав давно свой ресурс. Как и почему они всё же проходят очередные гостехнадзоровские проверки и продолжают работать?

А ведь по закону больших чисел с каждым следующим днём функционирования и тех, и других увеличивается вероятность несчастного случая. А каждый из них может обернуться не одной сотней погибших и покалеченных.

Что касается систем искусственного оснежения, паркингов, подъездных путей и прочих неотъемлемых структур горного курорта, то порой уровень их концепций и логистических расчётов, проектирования и строительства тоже оставляет желать лучшего. Что, естественно, не может не сказываться на конечном качестве туристического продукта.

Что это? Некомпетентность при проведении тендеров? Неграмотный выбор исполнителей?

Глубокий анализ причин происходящего не входил в цели наших исследований.
Но, очевидно, у компаний, участвующих в проектировании и строительстве, нет достаточного опыта работ подобного рода, что неудивительно.

А есть ли качественный авторский надзор за воплощением в строительстве механизмов, чья эксплуатация связана с риском для жизни и здоровья туриста?
Сметы, правильность их составления? Проходят ли они квалифицированную экспертизу, чтобы не случалось так, что не хватает средств на выполнение запланированных работ, и приходится экономить, выкручиваясь, кто как может, рискуя при этом безопасностью эксплуатации?

Какова система приёмки?
А плановость развития курортов, чтобы посреди горы или на выкате не оказывалось одиозных блиндажей-сараев, замаскированных под прокат, кафе или отель?
Нет пока однозначных ответов на эти вопросы.

И если, наконец, будут созданы межведомственная комиссия или Российский Совет по развитию горных курортов, горного спорта и туризма, то эта организация как раз и займётся разработкой и подготовкой системного подхода к решению наболевших вопросов. А безусловное наличие в этой организации профессионалов, представляющих все заинтересованные стороны, или Экспертного Совета, как это происходит во всём мире, поможет наладить рабочий процесс. Создать систему актов, регламентирующих реализацию озвученных выше процессов по единым стандартам. С простым и эффективным механизмом контроля исполнения.

2. Что происходит с эксплуатацией? Если тезис о том, что «горнолыжная индустрия в России, как она уже несколько десятилетий существует заграницей, у нас пока только начинает создаваться», не вызывает сомнения, тогда также понятен и очевиден тот факт, что и специалистов этой индустрии в стране в необходимых количествах нет. Нет ни профессорско-преподавательского состава, ни соответствующих специализированных учебных заведений для их подготовки – им просто неоткуда пока было взяться.

И если строительство занимает достаточно ограниченный по времени период, то с подготовкой специалистов это не всегда так. А состояние эксплуатации и сервиса работающих в настоящее время на территории РФ курортов, по большей части, оставляет желать лучшего.

У нас уже есть учебные заведения по подготовке специалистов гостиничного бизнеса. Готовим и работников общепита. Но всегда ли они попадают на горные курорты?

А по остальным профессиям? Конечно, появляются и классные ратратчики, и канатчики, и инструкторы, и спасатели. Но пока единицы. По большей части, ратратчики напоминают танкистов – а ведь даже подержанный ратрак стоит изрядно и требует бережного отношения.

Канатчики часто плохо себе представляют свои должностные обязанности. На то, как ведут себя инструкторы, как они технически подготовлены, что и как они преподают, без стыда порой не взглянешь. Представители МЧС или штатные спасатели, ски патруль должны присутствовать на курорте. Но ведь предполагается, что они в состоянии, на лыжах ли, сноуборде или ином скользящем инструменте, добраться до любой точки курорта, на трассах или вне их, чтобы помочь людям, если возникнет необходимость, или для выполнения других задач. А они порой по несложным подготовленным трассам передвигаются с трудом. Или их вообще нет в наличии. А ведь все эти люди являются лицом курортов, одним из основных признаков принятых во всём мире стандартов, основным мотором необходимого уровня сервиса.

В феврале 2005 года на Конференции по перспективам развития российского туризма, проводившейся в Магнитогорске, на круглых столах в ТПП и иных мероприятиях подобного уровня не раз затрагивались вопросы подготовки специалистов индустрии горных курортов – изменений что-то и не слишком видно. А каждый курорт так пока и выкручивается своими силами, ресурсами, проводит иногда какое-то внутреннее обучение, сертификацию. Правилен ли такой подход для области деятельности, потенциально опасной для здоровья и жизни людей? Полагаем, и здесь всё упирается в регламентацию, создание стандарта - достаточно простые, изящные решения – так же, как и регламентирование эксплуатации в целом.

3. И, конечно, если в индустрии не хватает специалистов низового и среднего звена, да и курортов с протяжённостью трасс хотя бы 50 км нет ни одного, то откуда взяться толковым руководителям? А ведь даже самый выдающийся проект может быть загублен, если его реализация осуществляется некомпетентно.
Что мы можем увидеть в отношении этого аспекта? Руководитель одного из крупнейших в РФ проектов – бывший директор рынка, других – родственники основных акционеров, третьих – в прошлом милиционеры или фээсбэшники, или бывшие личные водители-помощники, финансисты-экономисты и т.д. Кого только нет? Нет действительных профессионалов.

Конечно, если отталкиваться от изложенного в статье ректора Налоговой Академии профессора Р.Е. Тихонова «Три принципа наших кадровых служб» (опубликованной в «Независимой Газете» в 1999 году) основного подхода: личная преданность, политическая лояльность и, самое главное, - «управляемость», то всё становится на свои места.

Тем не менее, дорогие владельцы или люди, отвечающие за реализацию проектов, это же Ваши средства (или, по крайней мере, привлечённые под какие-то гарантии), которые Вы вкладываете в конкретный бизнес.

Возможно, поставленные Вами руководить своими проектами люди (или, по крайней мере, их часть) являются прекрасными управленцами в общем, но в условиях высокогорья необходимо знать массу специфик. И не понаслышке, а воспитываться профессионально в этом окружении – а это ведь не год и не два.
А на западных курортах подавляющее большинство, а, может, и все без исключения руководители прошли в обязательном порядке через работу на тех или иных позициях в эксплуатационных циклах и выросли, как специалисты, в индустрии.

Предвидя некоторые возражения, хочу заметить, что концепция и логика планирования, строительства и функционирования курорта с протяжённостью трасс 3 км и перепадом высот 100 метров кардинально отличаются от логики и концепции больших современных курортов. А сложность управления ими увеличивается пропорционально, может, даже и полуторной степени, а то и квадрату увеличения курорта – то есть, если курорт вырастает в 10 раз, то управлять им становится сложнее раз в 30, а то и в 100, по совокупности поставленных для решения задач. Это как если бы владельца небольшой автомастерской назначили управлять крупным оборонным предприятием.

Возможно предположить связку «управленец-специалист». Однако, за единственным исключением, нам неизвестны реализованные попытки заполучить таких специалистов. Кроме того, в этом случае эффективность тандема «управленец-специалист» будет не всегда слишком высока - наличие на каждом шагу огромного количества специфической информации превратит этот тандем в связку типа «слепой-поводырь». Руководитель, конечно, может, и научится. Вопрос, когда? Сколько будет строящимся или функционирующим предприятием потеряно?

Чем можно помочь в создавшейся ситуации?
Кроме поисков уже сложившихся специалистов, на ум приходит мысль, что надо начинать опять же с унификации требований к курортам. Отсюда возникнут и требования к их руководителям. Ведь что для руководителя ставится во главу угла владельцами? Прибыль. И погоня за прибылью, в отсутствие регламентации требований к уровню безопасности и сервиса, оборачивается урезанием расходной части по этим позициям, прежде всего.

Но отсутствие талантливых руководителей горных курортов сейчас – это не отсутствие, в принципе, звёзд управления. Нет, конечно. Это, опять же, отсутствие обязательного регламента эксплуатации.


4. Немного о некоторых разделах самого управления. Казалось бы, понятия «планирование», «реклама», «маркетинг», «технологии продаж» и тому подобные давно вошли как в наш обиход, так и в производственно-хозяйственные практики. Однако, что бы это могло означать по отношению к горноклиматическим курортам?

Выезд нашего туриста на снег пока подвержен достаточно определённой по сезону пиковости. И кроме этих периодов, реальная наполняемость российских курортов пренебрежительно мала. Что делается в этом направлении? Хитрые ценовые ходы, поиски новой для российских курортов целевой аудитории, изучение её покупательской способности и работа с ней, да просто основательный маркетинг в той или иной форме? Почти ничего. А говоря о профессионально выполненных широкомасштабных рыночных исследованиях для крупных проектов, нам известно всего лишь про два, проведённых на территории РФ.
И вот мы видим ситуацию: бедный, несчастный олигарх или их группа зашли, в силу тех или иных обстоятельств (мода, обременение, расчёт, пиар и т.д.), в проект, где им обещали райские кущи, возврат средств через несколько лет и прибыльность процентов 200 или более. А что же получается? – и сараюшка кривой получился, и вложено и освоено всего процентов десять от необходимо запланированного, и эксплуатация убыточная (пока, по крайней мере), не говоря уже о прибыли.

И далее перед управляющим ставится финансовый план, который не всегда возможно выполнить.

Основные продажи российскому туристу - это уровень 1-2-3 звёзд.
А сравнительная ценовая политика следующая.

Например, в Буковеле, в Украине: проживание – от 220 руб., ски-пасс – от 400 до 750 руб., питание – 450 – 700 руб. в день. В итоге, неделя эконом-класса – от 9 000 рублей. Дорога, правда, поездом, в плацкартном вагоне встанет в 3 000 рублей, в купейном – в 6 000. Итого: 12 000 – 15 000 рублей. Перепад высот – более 800 метров, длина подготавливаемых каждую ночь ратраками трасс – 53 км, системы искусственного оснежения. Клубы, рестораны, развлечения, организованный досуг.

В Болгарии, Словакии – получатся весьма похожие цифры.
С другой стороны - крупнейшие курорты Европы с системой трасс по 200, 300, 400 и более км. и всеми присущими курорту современными структурами – Кранс-Монтана, Сант-Антон, Три Долины, Червиния, Андорра и т.д.

Билет на чартер в оба конца стоит 250-300 евро. Этой зимой, поискав, можно было купить и за 180. Трансфер – 20-60 евро. Виза-50 евро. Отель или апартаменты, если в центре курорта, то чуть дороже, но можно найти и за 20-30 евро в день с человека, а чуть подальше – и поселиться за 10-15 евро в день. Ски-пасс на неделю станет в 150-200 евро, но это 200-300 км трасс с перепадом высоты 1 км и более. То есть, вполне можно уложиться, если поискать, в 600 евро, 27 000 рублей.
А ведь горы Кавказа, Алтая, Урала, Сибири, Дальнего Востока – ничуть не хуже и даже порой превосходят все известные по совокупности привлекательных параметров.

Просто пока нет ни трасс в достаточных количествах, ни подъёмников, отелей, развлечений и других составляющих горного курорта. Только огромные перспективы развития. А цены – уже выше. Понятно, управленцам поставлен финансовый план.

А куда поедет турист? Что и как он будет для себя решать? Может, сначала необходимо наметить тенденцию, привлечь людей, показать сервис, радушие, чтобы, уезжая, человек уже начинал подумывать, когда в следующий раз сможет посетить благословенные места? И строиться, строиться скорее – больше и выше. Как, например, Андорра. По площади она меньше Москвы. Но, реинвестируя ежегодно огромные по её масштабам суммы в строительство, превратилась постепенно в один большой круглогодичный горный курорт. И захватила за последние 20 лет изрядный кусок рынка. А сейчас и цены понемногу поднимает. И уже не скажешь, что там дешевле, чем в Австрии. Но люди, как привыкли к этому маршруту, так и едут.

Все вышеперечисленные соображения являются косвенным критерием для выводов о необоснованном завышении финансового плана для наших курортов.
Опять же, если будет создан Российский Совет по развитию горных курортов, горного спорта и туризма или иной механизм регулирования, то появится возможность говорить уже об официальной квалифицированной экспертизе, как самих проектов, так и по вопросам эксплуатации.

Хотелось бы сказать также про пока традиционно относительно короткий для российского лыжника зимний сезон. Что не может не сказываться на прибыльности эксплуатации и не волновать владельцев горных курортов. И про то, что с каждым годом летний отпуск в горах становится всё более и более популярным в мире. Кроме того, в советские времена летом в горы ехало гораздо больше туриста, чем зимой.

Но для того, чтобы его привлечь в горы летом в наши дни, необходимо приложить определённые усилия. Если изучить опыт Европы, Северной и Южной Америк, Южной Африки и Австралии с Новой Зеландией, других регионов, то существуют, наверное, порядка 25-30 различных видов летних активностей, продающихся в тех или иных странах и у нас почти неизвестных.

Мы считаем, что реально осуществить перенаправление летних туристических потоков, если подойти к решению вопроса о летнем горном туризме профессионально, последовательно адаптируя к условиям наших курортов оптимальное количество предлагаемых услуг и постепенно улучшая их качество. И в этом случае, проводя грамотную ценовую политику и политику продвижения продукта и продаж, можно даже рассчитывать основательно потеснить со временем и западных конкурентов.

Если, конечно, решить ещё и вопрос недорогой и удобной доставки на курорт европейского и российского туриста.
А в принципе, каждый курорт может занять свою и только свою нишу на рынке, если найдёт какую-то изюминку, комбинацию, характерную лишь для него одного.

5. И, наконец, немного про помощь государства. Если рассматривать создание крупного горноклиматического курорта с точки зрения финансовых вложений, то это начиная где-то с 400-500 миллионов евро – только прямых инвестиций. Кроме того, решение вопросов современных инфраструктур, энергетики, транспортных узлов, генерация новых рабочих мест и посёлков проживания обслуживающего персонала, социальные объекты, появление новых строительных компаний, вопрос строительных материалов, транспорта и многое другое. Такой проект уже надо классифицировать не как градообразующее предприятие, а, скорее, уровня регионального или даже субъекта РФ.

А поэтому качество концепций, заложенных при его планировании, вопросы проектирования, строительства и эксплуатации, его функционирование уже можно отнести к вопросам экономической безопасности региона. И во всём этом, включая и вопросы рекламы, продвижения и прочее – необходима помощь государства. Но начиная с обязательной регламентации всех процессов.

Системные проблемы есть. Часть из них мы перечислили. И мы надеемся, что появление Российского Совета по развитию горных курортов, горного спорта и туризма (или иного механизма) позволит начать системное же их решение.
Что касается владельцев горных курортов, то унификация требований и введение обязательных единых стандартов качества и безопасности лишь поможет им по-современному структурировать свой бизнес и развивать его наиболее оптимальным путём.


---------------

Salon Expo интернет_газета для любителей активного отдыха, профессионалов турбизнеса, спортбизнеса, представителей фирм, занимающихся строительством горнолыжных комплексов.

8 926 448 02 10
parafilo@mail.ru


По вопросам участия в Салоне, Ski Build expo:
ski_salon@skiexpo.ru
Телефон : +7 (495) 221 76 47

 | новости | SkiBuildExpo | посетителям | участникам | пресс-центр | форум | фотогалерея | как проехать | рубрикатор | регистрация | 
copyright © skiexpo